СОВЕТЫ
РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Часто бывает так, что
ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Пока не
дочитаешь страницу…» Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для
детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых
обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера
семейных чтений, наполненные живым, умным словом.
Если ребенок
находится еще только на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо
заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7
минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном
еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение часа -
полтора за один прием.
Хорошие результаты
дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются
эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их
впечатлением.
Если ребенок
не любит читать (возможно, что при чтении у него возникают трудности), то
необходим режим щадящего чтения. В режиме щадящего чтения ребенок читает
1-2строчки и после этого получает краткий отдых.
Для того чтобы ребенок наглядно видел свой «рост» в овладении
техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым
торжественным образом.
Необходимо отмечать рост,
сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу
вперед, каждому успеху.
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не
научился читать, то его интерес к учению значительно падает.
Научившись читать, ребенок открывает для себя мир
большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка-первая ступенька
вхождения в страну знаний, в мир культуры. Есть много сказок, которые помогут
детям мыслить логически, разовьют воображение, речь. Также развивать чувство
языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи.
Чтобы ребенок
полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Первый
подход - рабочая библиотека: словари, энциклопедии, научно-популярная
литература, периодические издания.
Второй
подход-приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми.
Родителям необходимо самим хорошо знать
детскую литературу, чтобы помогать развитию детей.
Приобщение
детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь поможет, прежде
всего, детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов,
Б. Заходер, Н. Носов, В. Голявкин, Р. Погодин, Э. Успенский и другие.
Когда
у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться
интересы, увлечения - самое время познакомить его с научно-популярной
литературой. Здесь можно обратиться к «золотому» фонду детской
научно-познавательной литературы – книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г.
Снегирева, В. Бианки, Н. Акимова, Г. Скребицкого, Ю.Дмитриева и книгам
энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая
энциклопедия».
Очень
важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге,
чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.
Сближают и
совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и,
конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного.
Даже бегло
читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух,
чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и
мыслями о прочитанном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий